Образование

Реализуемые образовательные программы
    При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
    Основная образовательная программа начального общего образования
    • Формы обучения:
      очная (не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии)
      Нормативный срок обучения:
      4 года
      Государственная аккредитация:
      до 26.10.2024
      Аккредитация:
      Тип: Государственная (действительна до 26.10.2024)
      Кем выдана: Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
      Языки, на которых осуществляется образование (обучение):

      русский

      Об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
      Не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
      Уровень образования:
      начальное общее образование
      Описание образовательной программы:

      Основная образовательная программа – образовательная программа начального общего образования МБОУ «СШ им. М. Горького» Холм-Жирковского района Смоленской области разработана на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изм. ,в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изм.) , с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования и образовательных потребностей участников образовательных отношений.
      ООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
      Достижению указанных выше целей способствует решение следующих задач реализации ООП НОО:
      - Обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
      - Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования.
      - Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ОВЗ.
      - Обеспечение разнообразия индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
      - Обеспечение личностного роста обучающихся в безопасной экологичной и здоровьесберегающей среде посредством решения ими самостоятельно и в команде учебных и жизненных задач, формирования навыка принятия взвешенных решений и самостоятельных действий.
      - Сохранение и укрепление здоровья обучающихся (в т.ч. с использованием комплекса упражнений ВФСК ГТО).
      - Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.
      - Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
      -Сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья учеников, их безопасности.
      - Включение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в процессы познания, проектирования, преобразования и развития внутришкольной и внешкольной социальной среды.
      - Использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий.

      В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
      1. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
      2. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
      3. Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС НОО, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
      4. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
      5. Учет роли индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
      6. Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования;
      7. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
      8. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

      Состав участников образовательных отношений, возникающих в ходе реализации ООП НОО, представлен следующим образом:
      - обучающиеся 1-4 классов и их родители (законные представители),
      - ОО, педагогические работники и их представители,
      -организации – социальные партнеры ОО.
      Деятельность ОО по реализации ООП НОО основывается на следующих принципах:
      - программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
      - информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в школе;
      - вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы.
      ООП НОО ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), обозначенных в ФГОС НОО:
      -любящий свой народ, свой край и свою Родину;
      -уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
      -любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
      -владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
      -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
      -доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
      -выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

      ООП НОО реализуется в ОО через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
      В соответствии со ст.14 ФЗ-273, реализация ООП НОО ведется на государственном языке Российской Федерации – русском языке. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации осуществляется в соответствии с ФГОС НОО. Обучающиеся имеют право на получение начального общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых ОО, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами ОО.
      В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП НОО предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (в соответствии с образовательными потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей), внеурочная деятельность.

      ООП НОО соответствует типу и виду ОО и является преемственной по отношению к основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, реализуемым в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) дошкольными образовательными организациями.

      Планируемые результаты освоения обучающимися 1-4 классов в ООП НОО уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, представленных во ФГОС НОО, применительно к используемому при получении начального общего образования УМК «Школа России» .
      УМК «Школа России» построен таким образом, что предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО, отраженных во ФГОС НОО, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ учебных предметов, курсов и способствуют эффективному решению следующих задач:
      1. Реализации идеологической основы ФГОС НОО – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
      2. Реализации методологической и методической основы ФГОС НОО – системно-деятельностного подхода;
      3. Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО посредством формирования УУД как основы умения учиться.

      Срок получения начального общего образования по ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО составляет четыре года.

    • Образовательная программа (PDF; 3.57 Мб )
      Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО). Обучаются в 2022-2023 учебно году 2-4 классы.
    При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
    Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС 2021)
    • Формы обучения:
      очная
      Нормативный срок обучения:
      4 года
      Государственная аккредитация:
      до 26.10.2024
      Аккредитация:
      Тип: государственная (действительна до 26.10.2024)
      Кем выдана: Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
      Языки, на которых осуществляется образование (обучение):

      русский

      Об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
      Не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
      Уровень образования:
      начальное общее образование
    • Образовательная программа (PDF; 3.32 Мб )
      ООП НОО разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286, примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22), другими нормативно-правовыми документами. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования. Реализуемая образовательная программа предполагает изучение учебных предметов, курсов обязательной части учебного плана начального общего образования, которая определена следующими учебными предметами, курсами: Русский язык, Литературное чтение, Родной язык, Литературное чтение на родном языке, Иностранный язык(английский язык), Математика, Окружающий мир, Основы религиозных культур и светской этики, Музыка, Изобразительное искусство, Технология, Физическая культура.
    При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
    Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования с задержкой психического развития (7.2)
    • Формы обучения:
      очная (Не используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии)
      Нормативный срок обучения:
      4-5 лет
      Государственная аккредитация:
      до 26.10.2024
      Аккредитация:
      Тип: государственная (действительна до 26.10.2024)
      Кем выдана: Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
      Языки, на которых осуществляется образование (обучение):

      Русский

      Об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
      Не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
      Уровень образования:
      начальное общее образование
      Описание образовательной программы:

      Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
      АООП НОО самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом примерной АООП НОО обучающихся с ЗПР. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (далее –АООП НОО обучающихся с ЗПР) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.
      Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
      Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с ЗПР составляют:
      • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
      • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
      • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
      • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
      • Устав образовательной организации.

      Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
      Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы.
      Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
      Целевой раздел включает:
      • пояснительную записку;
      • планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО;
      • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
      Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
      • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР;
      • программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
      • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
      • программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
      • программу коррекционной работы;
      • программу внеурочной деятельности.
      Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО.
      Организационный раздел включает:
      • учебный план начального общего образования;
      • систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
      Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
      В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
      Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
      • структуре АООП НОО;
      • условиям реализации АООП НОО;
      • результатам освоения АООП НОО.
      Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
      Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
      Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
      Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
      Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
      Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
      • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
      • достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
      • становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
      • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
      • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
      • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
      • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
      • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
      • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
      • участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
      • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
      Общая характеристика АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития
      Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
      Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
      АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
      Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
      Реализация АООП НОО для детей с ОВЗ предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ОВЗ (ЗПР) могут быть пролонгированы с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития каждой категории обучающихся. Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в порядке, установленном законодательством РФ.
      В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является заключение ПМПК). Перевод обучающегося с ЗПР с одного варианта АООП НОО на другой осуществляется на основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).
      Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО ОВЗ не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы. В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей.
      Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО ОВЗ сохраняется в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной аттестации в иных формах. Текущая, промежуточная аттестация начального общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО ОВЗ обучающихся с ЗПР делается на основании положительной индивидуальной динамики.
      Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП НОО ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

    • Образовательная программа (PDF; 1.76 Мб )
      АООП НОО
    При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
    Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС 2021)
    • Формы обучения:
      очная
      Нормативный срок обучения:
      5 лет
      Государственная аккредитация:
      до 26.10.2024
      Аккредитация:
      Тип: государственная (действительна до 26.10.2024)
      Кем выдана: Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
      Языки, на которых осуществляется образование (обучение):

      русский

      Об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
      Не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
      Уровень образования:
      основное общее образование
    • Образовательная программа (PDF; 5.96 Мб )
      ООП ООО разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22), другими нормативно-правовыми документами. ООП ООО определяет цели, принципы формирования, механизмы реализации, планируемые результаты, систему оценки достижения планируемых результатов, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования. Реализуемая образовательная программа предполагает изучение учебных предметов, курсов обязательной части учебного плана основного общего образования, которая определена следующими учебными предметами, курсами: Русский язык, Литература, Родной язык, Родная литература, Иностранный язык (английский язык), История, География, Математика, Информатика, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Биология, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности, Обществознание, Физика, Химия. В 2022-2023 учебном году по этой программе обучается 5 класс.
    При реализации образовательной программы используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
    Основная образовательная программа среднего общего образования
    • Формы обучения:
      Очная (не используются электронное бучение и дистанционные образовательные технологии)
      Нормативный срок обучения:
      2 года
      Государственная аккредитация:
      до 26.10.2024
      Аккредитация:
      Тип: государственная (действительна до 26.10.2024)
      Кем выдана: Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
      Языки, на которых осуществляется образование (обучение):

      русский

      Об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
      Используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
      Уровень образования:
      общее среднее образование
      Описание образовательной программы:

      Основная образовательная программа (ООП) среднего общего образования (СОО) МБОУ «СШ им. М. Горького» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
      ООП СОО МБОУ «СШ им. М. Горького» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности образовательной организации (далее – гимназии). Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития гимназии.
      ООП СОО МБОУ «СШ им. М. Горького» определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, на их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

      Цели и задачи реализации основной образовательной программы среднего общего образования
      Целями реализации ООП СОО МБОУ «СШ им. М. Горького» являются:
      становление и развитие личности учащегося, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;
      достижение выпускниками планируемых результатов.
      Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
      формирование российской гражданской идентичности учащихся;
      сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
      обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
      обеспечение достижения учащимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО;
      обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, а также внеурочную деятельность;
      установление требований к воспитанию и социализации учащихся, их самоидентификации через реализацию образовательных программ, входящих в ООП;
      обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
      развитие государственно-общественного управления в образовании;
      формирование основ оценки результатов освоения учащимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников;
      создание условий для развития и самореализации учащихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни учащихся.
      Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы среднего общего образования
      Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который предполагает:
      формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
      проектирование и конструирование развивающей образовательной среды;
      активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
      построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья учащихся.
      Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, а процесс функционирования гимназии, отраженный в ООП СОО, рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания образования на уровне СОО; форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагогов, учащихся, их родителей (законных представителей); материальной базы как средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы работы.
      ООП СОО ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.
      Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося.
      ООП СОО формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития учащихся 15–18 лет, связанных:
      с формированием у учащихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
      с переходом от учебных действий к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления учащихся. Ведущее место у учащихся на уровне СОО занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием;
      с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
      с формированием у учащихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
      с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.
      Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я».
      ООП СОО формируется с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе через развитие органов государственно-общественного управления ОО.
      ООП СОО формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – ОВЗ), а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
      Общая характеристика основной образовательной программы
      ООП СОО разработана на основе ФГОС СОО, Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, учитывает региональные, национальные потребности народов Российской Федерации, обеспечивает достижение учащимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне СОО и реализуется ОО через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
      Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
      ООП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной программы СОО.
      В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся в ООП СОО предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы учащихся; внеурочная деятельность.
      Организация образовательной деятельности по ООП СОО основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей ООП СОО на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение).
      Общие подходы к организации внеурочной деятельности
      Система внеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических сообществ (в то числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов); юношеских общественных объединений, курсы внеурочной деятельности по выбору учащихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия учащихся в пространстве ОО; систему воспитательных мероприятий.
      Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.

    • Образовательная программа (PDF; 3.64 Мб )
      ООП СОО
    • Классификация УУД ФГОС СОО (PDF; 210.84 Кб )

Учебный план

Рабочие программы дисциплин

Календарный учебный график

Оценочные и методические материалы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса

Рабочая программа воспитания

Календарный план воспитательной работы

Численность обучающихся (воспитанников) по реализуемым образовательным программам
2022 - 2023 учебный год. Общая численность обучающихся: 55

    Основная образовательная программа среднего общего образования

    • Уровень образования, форма обучения:
      Очная, среднее, 4 уровень
      Общая численность обучающихся по программе:
      2
      За счет ассигнований федерального бюджета:
      0(в том числе иностранных граждан: 0)
      За счет бюджета субъектов РФ:
      2(в том числе иностранных граждан: 0)
      За счет местных бюджетов:
      0(в том числе иностранных граждан: 0)
      По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц:
      0(в том числе иностранных граждан: 0)

    Основная образовательная программа начального общего образования

    • Уровень образования, форма обучения:
      Очная, начальное, 2 уровень
      Общая численность обучающихся по программе:
      26
      За счет ассигнований федерального бюджета:
      0(в том числе иностранных граждан: 0)
      За счет бюджета субъектов РФ:
      26(в том числе иностранных граждан: 1)
      За счет местных бюджетов:
      0(в том числе иностранных граждан: 0)
      По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц:
      0(в том числе иностранных граждан: 0)

    Основная образовательная программа основного общего образования

    • Уровень образования, форма обучения:
      Очная, основное, 3 уровень
      Общая численность обучающихся по программе:
      27
      За счет ассигнований федерального бюджета:
      0(в том числе иностранных граждан: 0)
      За счет бюджета субъектов РФ:
      27(в том числе иностранных граждан: 1)
      За счет местных бюджетов:
      0(в том числе иностранных граждан: 0)
      По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц:
      0(в том числе иностранных граждан: 0)

Языки, на которых осуществляется образование

О трудоустройстве выпускников
2021 - 2022 учебный год
2021 - 2022 учебный год
Уровни образования
Общее образование (уровни общего образования)
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование;
Дополнительное образование (подвиды дополнительного образования)
  • дополнительное образование детей;

Формы обучения
  • очная;

Нормативный срок обучения

Начальное основное образование - срок обучения 4 года
Основное общее образование - срок обучения 5 лет
Среднее общее образование - срок обучения 2 года